The Art Newspaper Russia — Страсть и смерть: любимые надоедливые модели

Константин Львов Петербургский денди и парижский «богемьен», дотошный портретист и насмешливый эротоман, мирискусник и друг «Северного Гафиза», эстетского кружка в «Башне» у Вячеслава Иванова, — таковы лишь некоторые маски Константина Сомова (1869–1939). Он был мастером стилизации и построил в своих работах своеобразную проекцию: эстетика французского искусства конца «старого режима» оказалась злободневной в канун и дни русской революции. Злободневным остается художник и в наше время. В ушедшем году он приобрел несколько даже скандальную известность. Публикатор дневников Сомова Павел Голубев судится с Русским музеем, защищая честь и достоинство; Одесский облсовет увольняет директора Одесского художественного музея Александра Ройтбурда одновременно с открытием там выставки Сомова. Тем временем вышла еще и небольшая монография Голубева «Константин Сомов: дама, снимающая маску». Автор формулирует свою <…>

Читать полностью

Телеканал «Культура»: Вышла полная версия дневника художника Константина Сомова

В свет вышла первая полная версия скандального дневника художника Константина Сомова. Один из самых ярких мирискуссников, Сомов был свидетелем Октябрьской революции. Дневник начинается записью от 25 октября 1917 года и завершается 3 декабря 23-го — днем отъезда художника из России. Личные впечатления зафиксированы неразборчивым почерком на случайных листках. Труд по восстановлению записей занял много времени. Нынешнее издание подготовил и осуществил искусствовед Павел Голубев, снабдив дневник Сомова солидным научным комментарием. Елена Ворошилова — с подробностями. Десять лет Павел Голубев, расшифровывал дневник Константина Сомова. Художник скрупулезно описывал каждый день, начиная с 25 октября 1917 года. Октябрьскую революцию, как и многие другие, не <…>

Читать полностью

Горький: Дневники Сомова полны декаданса

Екатерина Колпинец Очередной материал из цикла «Горького» о русском модернизме: историк искусства Павел Голубев рассказывает о подготовленном им большом томе дневниковых записей художника Константина Сомова, который недавно вышел в издательстве «Дмитрий Сечин» (вскоре появятся и другие тома). В книгу вошли записи с 1917 по 1923 год, а начинается она весьма символично — записью от 25 октября. «Петров-Водкин — дурак, Татлин — шарлатан, а Добужинский — мазилка» В начале XX века художник Константин Сомов, один из основателей объединения «Мир искусства», был героем и публики, и критиков. Он приложил руку к лучшим литературным журналам своей эпохи: «Миру искусства», «Золотому руну», «Аполлону». Рисовал <…>

Читать полностью

Павел Голубев: «Дневник Сомова в значительной степени — эротический дневник»

Константин Плотников В издательстве «Дмитрий Сечин» вышел первый том дневников Константина Сомова — одного из наиболее выдающихся русских художников рубежа XIX—XX веков, ярчайшего представителя объединения «Мир искусства». Об этом первом полном издании его дневников COLTA.RU уже писала здесь. 11 июля в книжном магазине «Порядок слов» в «Электротеатре Станиславский» прошла московская презентация тома с записями 1917—1923 годов. COLTA.RU взяла интервью у публикатора дневников, главы Общества друзей К.А. Сомова искусствоведа Павла Голубева. — Расскажите об основных этапах и специфике вашей работы. Вы же — историк искусства, а в данном случае вы выступили в не совсем характерной для вас роли текстолога и публикатора. Какого <…>

Читать полностью

Радио Свобода: Отражения Константина Сомова

Дмитрий Волчек Слухи о готовящемся издании полного текста дневников Константина Андреевича Сомова (1869–1939) ходили давно, и выход из печати первого тома вызвал огромный интерес. Художник вел подробный дневник много лет, и история этих тетрадей, чудом уцелевших во время Второй мировой войны, перевезенных в 1969 году из Англии в СССР и оказавшихся в Русском музее после того, как племянник Сомова вымарал опасные, с его точки зрения строки, похожа на приключенческий роман. Десять лет понадобилось московскому искусствоведу Павлу Голубеву для того, чтобы подготовить дневники к печати. Он расшифровал скоропись Сомова, восстановил значительную часть вымарок, сделанных племянником художника, и тщательно прокомментировал записи. В <…>

Читать полностью

Buro 24/7: Все о расшифровке дневников знаменитого мирискусника Константина Сомова

Текст: Полина Козлова Одна из главных книжных новинок этого лета — дневники Константина Сомова, русского художника Серебряного века. Мы поговорили с их автором и разобрались, почему творчество Сомова так же важно для развития русского искусства, как и произведения Серова, Серебряковой и других участников объединения «Мир искусства». Сомов, Рерих, Бенуа Константин Сомов родился в 1869 году в интеллигентной петербургской семье: его отец Андрей Иванович был историком искусства, хранителем Эрмитажа и редактором «Вестника изящных искусств». Старший брат Александр служил в Министерстве финансов, но всерьез увлекался литературой, а младшая сестра Анна занималась женскими аксессуарами — в том числе по эскизам брата. Спустя год после <…>

Читать полностью

«Пальцы дней» Константина Сомова: Елена Куранда о первом полном издании дневников художника

«Сомовщина мною овладела» [1] — записал в дневнике М. Кузмин в 1907 году, 6 июля. И этим летом, летом 2017 года, у меня такое же ощущение: «сомовщина овладела». И, думаю, не только мною. Потому что 30 июня в свет вышел дневник К.А. Сомова, пока только за семь лет (1917—1923), но полный, с восстановленными купюрами. Издание подготовил и осуществил Павел Голубев, и отныне именно его имя связывается с репрезентацией и изучением наследия Сомова, потому что полный дневник Сомова, снабженный солидным научным аппаратом, с тщательно выверенным и восстановленным текстом, претендует на то, чтобы стать важнейшей книгой для историков литературы и культуры XX века. Помимо <…>

Читать полностью

Искренне наш: Анна Толстова о дневниках Константина Сомова

В издательстве Дмитрия Сечина вышел первый том дневников Константина Сомова, расшифрованных и прокомментированных Павлом Голубевым. У публикатора готов к печати весь дневник, который художник вел на протяжении полувека до самой смерти. Планируется многотомное издание, второй том обещают выпустить до конца года. Это сенсация: за научную публикацию дневников одного из создателей «Мира искусства» по разным причинам не решались взяться долгие годы История русского искусства — дама, приличная во всех отношениях. Но те, кто ее пишет в фигуральном смысле, то есть своими бессмертными творениями, не всегда блюдут приличия и нет-нет да и подложат приличной даме какое-нибудь неприличное письмецо, мемуары и прочие документальные <…>

Читать полностью

Интервью c публикатором сомовских дневников Павлом Голубевым для паблика «Завтрак с Дягилевым»

Историк искусства, глава Общества друзей К.А. Сомова Павел Голубев, рассказал о своей работе ведущей паблика «Завтрак с Дягилевым» Марии Дружининой.  — Сколько лет заняла работа?  — Сомовым я занимаюсь десять лет, подготовкой дневников к публикации — приблизительно семь. За это время удалось выпустить том, который вышел недавно, а остальные, с записями до 1939 года (года смерти Сомова) включительно, — вплотную приблизить к выпуску.  — Почему публикация начинается с 25 октября 1917 года, до этого ведь тоже интересно?  — Сомов начал записывать дневник в детстве, вел его, по всей видимости, всю жизнь, но весь этот массив, скорее всего, был уничтожен самим художником. Однако в сравнении <…>

Читать полностью