В свет вышла первая полная версия скандального дневника художника Константина Сомова. Один из самых ярких мирискуссников, Сомов был свидетелем Октябрьской революции. Дневник начинается записью от 25 октября 1917 года и завершается 3 декабря 23-го — днем отъезда художника из России.
Личные впечатления зафиксированы неразборчивым почерком на случайных листках. Труд по восстановлению записей занял много времени. Нынешнее издание подготовил и осуществил искусствовед Павел Голубев, снабдив дневник Сомова солидным научным комментарием. Елена Ворошилова — с подробностями.
Десять лет Павел Голубев, расшифровывал дневник Константина Сомова. Художник скрупулезно описывал каждый день, начиная с 25 октября 1917 года. Октябрьскую революцию, как и многие другие, не заметил. Запись сделал на следующий день.
«27 октября. По морской гулял к Зимнему Дворцу, изрешеченному пулями, по набережной. Тихо.
29 октября. Читаю утренние газеты. Гражданская война разгорается. Телефон теперь не действует. Ростбиф – теперь редкость».
900 страниц текста — документ эпохи, художник не размышляет, как летописец, бесстрастно фиксирует жизнь в новой России.
«2 ноября. В городе ходят слухи, как убивали юнкеров. Солдаты и матросы отказались. А убивала Красная гвардия, неумело и жестоко. Солдаты некоторые плакали».
Сомов педантичен. Предельно точен. По его записям можно восстановить, как развивались события в первые дни после революции.
«24 ноября. Разговоры только о политике. Всю эту ночь громили винные подвалы Зимнего дворца солдаты. Миллионная усыпана телами мертвецки-пьяных».
Впервые дневник Сомова был издан в 79-м. Тогда рукопись была сильно вымарана племянником Сомова. Он вырывал целые страницы. «Туда не попали политические моменты. Сомов скептически относился к советской власти, красный террор в дневниках», — рассказал искусствовед Павел Голубев.
Сомов остался в истории искусств автором томных барышень, таинственных масок, арлекинов. С приходом к власти большевиков им всем не стало места в новой стране.
«7 января. Учредительное собрание разогнано. Рисовал: двух купальщиц на фоне зелени. Когда мы шли в оперу слышали выстрелы, довольно близкие.
26 января. С сегодняшнего дня мы перестали владеть нашим домом. Теперь будем сами вносить плату за наши квартиры в домовой комитет».
Восстановить рукопись Павлу Голубеву было непросто. «Эти отточия, бесконечные купюры, которые бросаются в глаза даже при беглом чтении, произвели очень сложное впечатление», — отметил искусствовед.
3 декабря 1923 года Сомов сделал последнюю запись перед отъездом в эмиграцию. Он уехал в Америку, потом во Францию. Там он писал своих дам и кавалеров. Вел дневник, но уже своей новой французской жизни.
Новости Культуры. Эфир от 1 августа 2017 г.